Как стать эффективным рейдером?
Рейд в среднестатистичекой гильдии — это всегда событие сродни пожару, потопу и урагану вместе взятым. И при этом хочется убивать (боссов убивать, само собой). Поэтому я собрал все постоянно встречающиеся, очевидные (и невероятные в своей простоте) вещи в один большой текст для самых маленьких. Да, я в курсе, они действительно очевидные. Но многие не делают и этого.
p.s. Если вы знаете/умеете/делаете все вышеперечисленное — горжусь знакомством. Текст написан не для вас.
Из чего же, из чего же сделаны хорошие рейдеры?
Капитан Очевидность заявляет, что «пряморукость» — не единственное качество, делающее неплохого рейдера действительно хорошим. Есть еще не вполне понятная характеристика, называемая «уровнем игры». Как следует пообщавшись с всезнающим гуглом, мне удалось вывести несколько важных характеристик, совокупность которых и определяет тот самый «уровень», на котором играет тот или иной человек.
Да, это та самая «пряморукость». Пожалуй, самое очевидное качество, без которого в рейде вообще делать нечего. Нет, вам может быть действительно комфортно играть воином, одетым исключительно в кожу с интеллектом, однако ВоВ — по сути своей, весьма сбалансирвоанная игра. Игрок, не имеющий оптимальных билдов/чантов/камней просто не сможет выдать необходимые значения dps/hps/tmi/hreq, что весьма плачевно скажется на общих успехах всего рейда.
Огромная проблема, имеющая место быть практически во всех статиках. Почему-то принято считать, что РЛ на самом деле всему рейду мамка и нянька. И только он обязан при освоении нового контента искать, курить и переваривать тактики/видео/советы, а за 5 минут перед пуллом должен все это в очень-очень сжатом виде пересказать, не отвлекаясь на предложения вроде: «го го траить!».
Спустя три-пять вайпов непременно выяснится, что рейд одну половину тактики забыл, а вторую — безбожно переврал. Подход в корне неверный. Тактику игроки должны читать (и смотреть!) сами до начала РТ (например, на нашем форуме есть разделы с тактиками актуальных на данный момент рейдов, даже ходить никуда не надо).
То, как вы относитесь к указаниям РЛ. Например: РЛ говорит: «Стоять на месте, пока танк ведет моба!». Кто-то послушается, а кто-то будет скакать вокруг рейда, кастовать АоЕ, превращаться в муравья и кидаться петардами. Ничего страшного не произошло? Нет. Но это нарушение дисциплины. Именно поэтому хороший рейдер — дисциплинированный рейдер. Сказано вставать под улитку и делить дамаг — встаем под улитку и делим дамаг. Сказано бегать в рэйндж-кэмпе — бегаем в рэйндж-кэмпе. А то, что вы при этом воин — это уже детали.
Умение не заставлять себя ждать. Опоздания к началу рейда, затянувшиеся из-за одного человека перерывы, прогулы. Все это крайне неприятно. Форс-мажоры бывают у всех, однако форс-мажор каждый день — это уже закономерность.
Обычное явление для рейда: когда у каждого игрока в бою своя независимая задача. Помните: ваша концентрация ограничена. Не тратьте её на те элементы сражения, которые находятся не в вашем ведении. Единственный человек в рейде, кому разрешено смотреть за всеми — это РЛ.
Вольдемар принес в кэмп какую-то взрывающуюся дрянь. Восемь рейдеров отбежали, а Сигизмунд остался и помер, что и оказалось причиной вайпа. Сигизмунд винит Вольдемара — и правильно делает. Но фокус в том, что они оба — слепоглухонемые вагоны.
Если дела совсем швах, единственное правильное решение — не скрывать (в том числе от себя) потерю заинтересованности. И если ее совсем нет — сообщите РЛу о намерении уйти, дайте время найти замену и идите с чистой совестью на волю.
Бывает такое — человек играет как бог, но с ним абсолютно невыносимо находиться в одном рейде. Да и вообще, нечего тут комментировать, все понятно и так.
Нетрудно заметить, «уровень игры» — понятие намного более широкое, чем просто «пряморукость». И грустная правда жизни заключается в том, что комфортнее всего рейдить в статике своего «уровня».
Что еще можно сделать? Не ищите оправданий, ищите способы решения!
Дополненный и исправленный список самых популярных отговорок рейдеров, взятый из текста, опубликованного на noob-club аж в 2011 году. Определенно, некоторые вещи не меняются.
Решение: прочитай правила рейда. И постарайся их выполнять.
Решение 1: не ходи в рейды, пока не починишь/не настроишь. Настройка на кубиках описана вот здесь.
Решение 2 (опционально): попроси настроить для тебя оповещения, но имей в виду, РЛ может и отказать, тогда см. решение 1.
Решение 1: внимательно прочитай большой и понятный текст о том, как работает система распределения лута ЕПГП.
Решение 2: если прочитал невнимательно, перечитай, после чего скачай и установи упомянутые в тексте аддоны.
Решение: внимательно прочитай большой и понятный текст о том, как работает система распределения лута ЕПГП. После чего внимательно просмотри секцию, в которой отдельно упоминаются типы штрафов и количество ГП за косяки.
Решение: внимательно прочитай тему: "Прекрасная приставка «пре-»: препоты, прекасты, препеты". И пей то, что тебе показано. Вовремя. Всегда.
Решение: скачай и установи один из босс-мод аддонов, будь то BigWigs или DBM. И проверь тему «Обязательные аддоны», там много всего полезного.
Решение 1: Включи «Проецирование текстур» в настройках.
Решение 2: Поставь аддон, который будет верещать тебе в уши о том, что под ногами огонь/туман/яд/плесень/шипы/капканы/бла-бла-бла (например, GTFO — отличный аддон именно для этой цели).
Решение: Поставь аддон для отслеживания проков и аур (например, TellMeWhen или Weakauras 2), настрой его на данный конкретный вид баффа/дебаффа/проков. Если всё еще не замечаешь, сделай сообщение аддона еще более заметным или добавь ему звуковой эффект. Это действительно работает.
Решение 1: Мы рейдим четыре вечера в неделю. В любой из оставшихся трех сядь и почитай. Наши тактики всегда можно найти в форумах "Верховный Молот" и "Литейная Черной Горы". Да, там подробно и на кубиках.
Решение 2: Не умеешь/не хочешь читать большие массивы текста, читай здесь.
Решение 1: Мы рейдим всего 4 вечера в неделю. Еще 3 вечера можно фармить со спокойной душой.
Решение 2: Придите в рейд до начала РТ и спросите у наших алхимиков/чантеров/ювелиров. Реагенты у них есть, в нежелании скрафтить что-нибудь полезное их не обвинишь. Чего у них нет, так это навыка телепатии.
Решение 1: Пересмотри свои аддоны, убери всё лишнее.
Решение 2: Уменьши дальность обзора, выставь на минимум всё, кроме проецирования текстур и плотности частиц. Отключи все лишние приложения, кроме игры.
Решение: Если к тебе движется кто-то с АоЕ-уроном (или войдом) — отойди. Ты не столб.
Решение: Иди спать. Отдохнувшим и живым ты нужен нам больше, чем уставшим и дохлым.
Обратите внимание, у всех этих проблем всегда есть решение (и как правило, оно достаточно простое). Вопрос лишь в том, хочет ли человек что-то менять или так и собирается обрастать со всех сторон проблемами.
Что вижу, то пою или немного об интерфейсе
Настройте себе интерфейс так, чтобы вам было удобно. Уберите всё лишнее, выдвиньте на видное место те его элементы, которые в бою вас волнуют чаще всего. Помните, что самая заметная часть монитора — это обычно центр и верхняя левая часть. Если вам нужно что-то замечать так, чтобы оно лезло в глаза, располагайте эти элементы интерфейса именно там.
Однако не забывайте, что чрезмерное обилие информации очень плохо сказывается на внимательности и общей усталости от рейда. Устать вообще очень легко, если вы делаете слишком много "лишних" движений.
1. Лишнее движение на экране
Любое шевеление отвлекает взгляд, приковывает внимание. Мозг в рейде и так следит за большим количеством вещей, не заставляйте его распыляться на то, что не имеет отношения к бою. Самый простой пример: движение иконки вашего персонажа. Игроки очень любят включать 3d-движение своей иконки рядом с полоской хп.
А знаете ли вы, что внимание никогда одновременно не бывает направленно на более, чем одну вещь. Однако оно может быстро перемещаться между несколькими вещами, создавая эффект слежения за всем одновременно. И чем больше таких вещей, тем быстрее притупляется внимание.
2. Постоянные перемещения вгляда
Например, в стандартном интерфейсе (без перемещений) дебаффы цели вы видите под фреймом цели (под таргетом), а ваши собственные баффы — справа вверху, у миникарты. В этом случае взгляд, кроме того, что постоянно перемещается вниз, к войдам и другой бяке под ногами, еще и бегает по верху экрана между левой и правой частями. Если вы думаете, что это никак не сказывается на усталости, вы ошибаетесь. Соберите все нужные вам проки/баффы/дебаффы/кд в одно место, не мучайте себя.
3. Яркость монитора и текстур
Играть на максимальных настройках, конечно, здОрово. И видеть игровой мир красочно тоже очень классно. Но яркость напрягает, очень сильно напрягает. Пожалейте себя, уменьшите красочность. Уберите яркость. Посмотрите на Окулус на максимальных настройках — белесая яркая мгла, от которой глаза слезятся. Посмотрите на Огненные Просторы — адская смесь ярких красных оттенков. А лучше не смотрите.
4. Лишние движения пальцев
Каждое лишнее движение утомляет: и физически, и умственно. Физически — потому что ваши пальцы не машины, там тоже есть мышцы и они тоже устают. Умственно — потому что вы сами не замечаете, что у вас та или иная мышца пальца постоянно в напряжении. Попробуйте выбрать себе такую раскладку горячих клавиш, которая заставит вас двигать пальцами и кистью руки как можно меньше. Если вы хил, потрудитесь поставить себе аддон для хила по одному клику (@mouseover) без взятия в таргет. Однажды вы поймете, что доли секунды спасают вашему рейду жизни, а вам — тысячи маленьких ни в чем не повинных нервных клеточек.
p.s. Если вы не уверены, какие именно аддоны вам нужны в данный момент, можно воспользоваться поиском наборов аддонов на curse либо поступить проще: поставить и настроить одну из глобальных интерфейсных сборок, объединяющих в себе функции многих аддонов сразу (одними из самых популярных на данный момент считаются ElvUI, TukUI и ShestakUI).
Стандартные правила рейдера
Сильно облегчить жизнь помогут стандартные правила рейдера, формировавшиеся на протяжении десятилетий. Их должен знать каждый. При соблюдении этих правил можно сойти за знающего тактику даже в том случае, если это не так. Я надеюсь, что список ничему вас не научит, так как вы и без меня всё это знаете:
▪ Если что-то появилось под ногами - выбегайте. Не стойте в огне! (с)
▪ Если вы сияете (светитесь, мерцаете и пр.), лучше отойдите от остальных и прочитайте описание дебаффа на себе.
▪ Старайтесь всегда находиться за спиной моба.
▪ Если перед вами дракон, никогда не стойте у него под мордой и перед хвостом, он почти всегда кливает когтями, бьет хвостом (опять же по кливу) и наверняка дышит каким-нибудь пламенем.
▪ Если моб перед вами похож на мили-дд класс, то скорее всего, он кливает, и перед мордой у него стоять нельзя. А еще он, вероятно, крутится в вихре, и в мили у него тоже лучше не стоять.
▪ Если моб перед вами кливает, не бегайте сквозь него, потому что клив расходится обычно из центра модельки конусом, и велик шанс, что вы пробежите прямо через него.
▪ В бою (если вы рейндж) возьмите себе в привычку держаться на расстоянии 8 метров от остальных (однако хилы в большинстве боев будут ненавидеть вас за это).
▪ Всегда следите за кастами своей цели. Если можете сбить — сбивайте. Особенно если в названии спелла присутствуют слова «восстанавливающий» или «исцеляющий».
▪ Снижайте входящий по себе урон всеми доступными способами.
▪ Не стойте на краю или близко соседним пакам. Кто знает, что там из отбрасывалок имеется у этого конкретного моба в арсенале.